Мой сайт
Главная » 2010 » Май » 28 » У нас же они менялись каждый год - то классной вдруг становилась учительница рисования,
21:32
У нас же они менялись каждый год - то классной вдруг становилась учительница рисования,
У нас же они менялись каждый год - то классной вдруг становилась учительница рисования, видевшаяся с нами раз в неделю и забывавшая, как кого зовут, то географичка, которая до школы преподавала в колонии для малолетних преступников, но нервы имела некрепкие, отчего часто истерически кричала: ничего, с уголовниками справилась, и с вами справлюсь!У нас с широко известной Полиной, а также с не имеющей жж Олей, начинают входить в традицию литературно-политические завтраки. Едим омлет, пьем кофе и говорим про интересное. Полина, в связи со своим новым местом работы, теперь очень интересуется политикой. Чем больше она узнает, тем сильнее хочет переустроить мир — так, чтобы в нем не осталось места насилию. Мы с Олей уговариваем ее делать это максимально ненасильственными путями.

Но вот в последний раз мы говорили не о политике, а о более интересных вещах: о выборе Татьяны Лариной и Маши Троекуровой, например. О том, что «Отцы и дети», пройденные в школе, и «Отцы и дети» сами по себе — это совсем разные «Отцы и дети». И я в литературном этом разговоре несколько раз упомянула свои школьные спектакли. Что-то такое про них смешное. И, повспоминав, поняла, что эта тема — для отдельного рассказа или даже для нескольких. Вот у АС «Все машины моего отца», а у меня — «Все спектакли моего класса». Пора уже придать окончательную форму историям, которыми я столько лет жестоко тираню своих близких.

Словом, так и не закончив ничего из того, что я уже обещала, снова начинаю.



НЕОБХОДИМОЕ, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ПРЕДИСЛОВИЕ

Семь лет, с первого класса, я спокойно училась в школе №13. Эта школа в то время считалась одной из слабых в городе, зато когда-то ее окончил нынешний президент РАН Ю. А. Осипов. Мой класс был «А».

Все время я оказываюсь в «А» классе. И паралелльно все время существует класс «Б», выгодно отличающийся от моего.(Сейчас вот мой «А» класс называется «мама Феди Р». В то время как «мама фединой одногруппницы Лизы К» - это, несомненно, класс «Б»). В тогдашней тринадцатой школе класс «Б» был специально-танцевально-му>зыкальный. Все его ученики играли на духовых инструментах, по праздникам надевали нарядные матроски и сперва дудели, а потом танцевали парный танец. И еще «Б» классу повезло с классным руководителем. У нас же они менялись каждый год - то классной вдруг становилась учительница рисования, видевшаяся с нами раз в неделю и забывавшая, как кого зовут, то географичка, которая до школы преподавала в колонии для малолетних преступников, но нервы имела некрепкие, отчего часто истерически кричала: ничего, с уголовниками справилась, и с вами справлюсь!

В общем, школа №13 была хороша тем, что находилась в одной минуте ходьбы от нашего дома и в полуминуте — от маминой работы. Но потом мы переехали. И надо было искать новую школу. Мама сказала: что вы думаете о десятой?

(«Вы» - это потому что ясно было: без Таньки я никуда не перейду)

Десятая школа, потом школа-гимназия №10, потом просто гимназия, а теперь гимназия имени Николая Дмитриевича Лицмана, была в городе лучшей. Олимпиады такие и сякие, фестивали-походы. Поговаривали, что в коридорах этой школы имеются диваны, мягкие, для отдыха. А директор каждое утро стоит у входных дверей и здоровается со всеми, начиная с первоклассников.

(Все правда, как выяснилось потом)

И вот мама сказала: а подумайте о десятой - тем более, там преподает литературу Марина. Марина Эдуардовна. Жена Владислава Юрьевича. Который раньше работал в маминой газете.

(Об этих двух фигурах — МЭ и ВЮ — разговор особый. Они возвышаются над временем моего взросления как знаменитая скульптурная пара Веры Мухиной. Монументальны, неделимы — тогда, теперь и навсегда)

Думали мы быстро. И вот, после несложных экзаменов, нас зачислили в девятый класс новой школы. Гуманитарный. И снова «А». Надо ли говорить, что он был нелеп, а живущий бок о бок математический «Б» - прекрасен. Начать с того, что в нем было больше мальчиков. А в нашем «А» на восемнадцать девочек приходилось шесть юношей. Их быстро оттеснили на задние парты. Голоса юношей терялись в неумолчном женском гаме. Тот еще получился коллективчик.

Конечно же, классу «Б» повезло с классным руководителем. Им была Марина Эдуардовна. Кто-то решил, что математикам полезен классный руководитель-словесник. По этой логике нам должен был достаться математик Анатолий Анатольевич, но им осчастливили «В», класс без ярко выраженных способностей, названный общеобразовательным. Над нами же поставили химичку Галину Ивановну, незлую и умную женщину, почему-то сразу решившую, что мы прекрасно обойдемся без ее предмета (в результате я напрочь забыла все основы химии, которые в меня крепко вдолбили в тринадцатой — до сих пор жалею об этом), а также без ее руководства.

И началась наша короткая, но яркая жизнь в этой школе.


БАРАТЫНСКИЙ. ПЫЛЬ ВРЕМЕН.

Хоть МЭ и не стала нам классным руководителем, она была нам главным учителем. Школьная программа по литературе к тому времени напоминала раздувшийся портфель. Можно было все: включить запрещенное, выкинуть переставшее быть неприкосновенным. И МЭ с жаром включала, выкидывала, писала поурочные планы, придумывала новые виды работы. Одним из таких видов были так называемые учебные спектакли.

Все просто. Класс делился на три или четыре группы. Оглашалась тема — в описываемом случае это было хрестоматийное «Вокруг Пушкина», - определялись фигуры героев, и начиналась работа. Каждая группа должна была самостоятельно написать сценарий и поставить небольшой (минут на 15-20), но внятный спектакль. Достался вам Вяземский? Вот будьте добры, покажите что-нибудь такое, чтобы остальные поняли, кто такой Вяземский.

МЭ разделила нас на группы по рядам. Это было очень удобно, потому что на каждом ряду, на камчатке, имелось по паре мальчиков. Всем поровну. Но мы почему-то на тот момент были невысокого мнения о наших юношах и потому предложили второму ряду (наш был третий) забрать их всех себе. Второй ряд согласился, и юноши, почти не сопротивляясь, отошли к нему.

У второго ряда был Батюшков. У первого — уже поминавшийся князь. Нашей же группе достался Баратынский. Наш ряд был без сомнения творческий. Танька, я, а еще Ольга, сидевшая за мною, составляли его идейное ядро. Три — непростое число, имеющее много литературных воплощений. Три мушкетера, например. Или три сына у старинушки. Что касается нашего ядра, то правильнее всего было бы сравнить его с героями известной басни. С лебедем, раком и щукой, то есть (чур я лебедь!).

Основную часть отпущенного нам времени мы потратили не на работу над сценарием, а на споры, Ба поэт или Бо. Потом нашими умами прочно завладели шарманочка и пыльная книга. Мы решили с их помощью обозначить погружение в прошлое. Значит, так: негромко играет старинная, прелестная, чуть дребезжащая мелодия... к столу подходит девушка... на столе пыльная книга... девушка сдувает с нее пыль, открывает — и начинается Баратынский. Не шучу: именно шарманочку и книгу мы считали ключевыми элементами спектакля. А остальные биографии-шмиографии, стихи всякие — о чем вы, такая ерунда.

Спектакли в классе проходили так. Сдвигая две парты вместе, мы делали квадратный стол. Столов таких создавалось по числу групп-трупп. Остальные парты выстраивали вдоль стен. В центре кабинета оставалось небольшое сценическое пространство. Можно было весь спектакль играть на нем, можно было переходить от «сцены» к столу, а можно было сделать статическое действо, разворачивающееся исключительно вокруг стола. Также дозволялось выйти из кабинета («Граф медленно удаляется») либо войти в него («Вбегает запыхавшаяся горничная»). Ноль декораций, минимум реквизита, что уж говорить о свете и музыке. Такая вот небогатая сценография.

Так что же сталось с Баратынским, спросите вы. Ну, шарманочку — то есть, музыкальную шкатулку — мы нашли. Книгу в переплете «под бархат» тоже нашли. Ольга принесла в коробочке мелкую металлическую стружку и щедро посыпала ею книгу — это была пыль времен. Начали мы эффектно: я, сделав значительное лицо, молча завела шкатулку — тррык, тррык... Она заиграла — действительно прелестную мелодию. Легко ступая, к столу подошла заранее удалившаяся в угол кабинета Ольга. Сдула пыль — стружка в солнечных лучах закружилась, засверкала. Это было красиво. Завод музыкальной шкатулки кончался, она играла все медленнее. Ольга торжественно открыла книгу...

И все. Этим и исчерпывалась удачная часть спектакля. Она длилась где-то чуть меньше минуты. Оставшиеся четырнадцать минут мы по очереди сбивчиво излагали биографию Баратынского и читали его стихи. Плюс мнения современников и отзывы критиков. То есть, получился средних размеров реферат, с выражением рассказанный шестью девицами.

Провал, провал, как есть провал!


БАТЮШКОВ ВЫРЫВАЕТСЯ ВПЕРЕД... И ПРОИГРЫВАЕТ

За Баратынским настала очередь Батюшкова. Сценаристом и режиссером в группе Батюшкова была Наташа Б. Она не первый год училась в этой школе, у Марины Эдуардовны, была знакома с ее творческими методами, и знала, как сделать крепкий сценарий для учебного спектакля. Во-первых, у них там на сцене появлялся сам Батюшков. Это придавало действу какой-то, знаете, основательности. Во-вторых, обязательные литературно-биографически>е сведения (год рождения, основные этапы творчества) были приправлены чем-то оригинальным и даже скандальным. Так, мы все с удивлением узнали, что Батюшков был сумасшедший. Но узнали мы это не от самого Батюшкова — Наташа Б. понимала, что не стоит требовать от Женьки, исполнявшего роль поэта, чрезмерного актерского мастерства. Стихи читает без запинки, руки дамам целует, почти не краснея — и ладно. Про сумасшествие и другие неканонические вещи зрителям рассказали второстепенные персонажи: дряхлые тетушки, светские львицы и прочие кавалергарды. О том, что к жизни можно вызывать никогда не существовавшие фигуры, я и не подозревала. Это было открытие, творческий шок.

И тут настало время дидактических спектаклей.

Раз в год вся школа мобилизовывала свой творческий потенциал. Каждый класс своими силами ставил спектакль и показывал его в актовом зале при стечении народа. Творили на заданную тему — не помню точно, но, кажется, задавали ее не слишком жестко. Что-то всегда поучительное — потому и дидактическое.Что-то, скажем, вроде - «Отечества достойные сыны». Или, может - «Опыт, сын ошибок трудных». Или там - «В начале жизни школу помню я». Плети, словом, что хочешь. Да, кажется, так. Иначе почему в один и тот же год и даже день, на одной и той же сцене класс «Б» показал великолепные «Три жизни Айседоры Дункан», а мы (класс «А») позорнейше провалились с далеким от танца Батюшковым.

Да, да, с тем же самым Батюшковым. Наша стремительная Галина Ивановна сказала: что вы, в самом деле, какой такой сценарий-спектакль! это не полимеры какие-нибудь, это не по моей части! у вас там, говорят, Батюшков хорошо вышел? так давайте его и на большую сцену! и делов.

Тут бы нам учесть вот какой нюанс. То, что хорошо смотрится на камерной сцене (кабинет литературы), совершенно не смотрится на сцене актового зала. Не надо с малыми формами лезть в эпические пространства, не надо. Но не учли. Маху дала и стреляный воробей Наташа Б. Ей польстило, что ее спектакль выходит на новые просторы, она даже с готовностию расширила список действующих лиц: появились новые дамы и кавалергарды. Нашлась роль и для меня: я была какой-то второй не то третий рассказчик, нейтральный — в том смысле, что костюм той эпохи мне не полагался, я выходила на сцену в белой блузке и черной юбке. А остальные дамы были в историческом платье, вернее, в исполнявших его обязанности свадебных нарядах мам и платьях из студии бального танца (пышные юбки, перо страуса). И еще они были в прическах. С эдакими спиралевидными локонами. Локоны делались так: прядь волос обильно, очень обильно поливали лаком из баллончика, а потом ее, еще сырую, наматывали на горячие щипцы, известные также под именем плойки. Прядь волос, принимая нужную форму, шипела и пахла сладкой гарью. Потом плойку высвобождали, и миру являлся твердый и глянцевый локон. Я была сторонним наблюдателем, поскольку роль моя локонов не предполагала; а если бы даже и предполагала — волос-то у меня был короток. Меня тогда волновал, да и до сих пор продолжает волновать вот какой вопрос: можно ли было такой локон отломить?

Но все наше продуманное великолепие — локоны, страус, веера, без запинки читающий стихи Женька — все это на большой сцене смотрелось жалко. Нда. Мы теснились у одной из кулис, не знали, куда девать руки и бубнили текст себе под нос. Встречавшая нас за сценой Галина Ивановна, впрочем, ничуть не была расстроена: «Главное — выступили? выступили! галочку поставили! проехали!»

Мы бы, может, дейстивтельно бы проехали и не чувствовали себя такими униженными, если бы после нас не выступил класс «Б» со своими триумфальными, триумфальными Айседорами.

Тут я еще поясню, чем — помимо численного мужского перевеса и классного руководителя — так хорош был класс «Б». Они были организованные. Без опозданий приходили на репетиции, знали текст. Если МЭ говорила им: танцуйте вальс! - они танцевали (и их девочки не ломались, как девочки класса «А», а мальчики не смущались отчаянно, до паралича конечностей — в отличие от наших). Не хихикали глупо во время романтических сцен. Уж конечно, не били друг друга по голове учебником. Они были взрослые, серьезные люди. И их мальчикам обязательные в нашей школе пиджаки и галстуки — шли.

Итак, «Три жизни Айседоры Дункан». Почему три — не помню. Возможно, по количеству ее мужей. Но вообще, МЭ в принципе тяготела к трехчастной композиции.

Главного — с точки зрения русского человека — мужа Дункан, Сергея Есенина, играл Даниил С. В нем самые лучшие черты «Б» класса — хороший пиджак, уместный галстук, пунктуальность, обязательность, неспешность, безусловная порядочность, чувство собственного достоинства — как бы сконцентрировались. Кроме того, он говорил громко, поставленным голосом, и хорошо танцевал вальс. Это обеспечило Даниилу С. благосклонность со стороны МЭ и главные роли во всех спектаклях, какие планировались. Забегая вперед, скажу, что только за те три года, что мы с Даниилом С. учились в одной школе, он сыграл вот Есенина, потом Пушкина, Грибоедова и Блока.

(сдается мне, даже Сергею Безрукову не по плечу такая плотность значительных ролей!)

Три жизни — соответственно, три Айседоры. Главную — жену Есенина — играла Ира М. (...она же — впоследствии — Нина Чавчавадзе, она же блоковская Незнакомка...) Про Иру можно было сказать то же, что и про Даниила С. - за исключением галстука, разве что.

Все было прекрасно в спектакле класса «Б». И текст, и исполнители, и музыка, и свет. И вальсы. Одежду всем подобрали черную, с красными акцентами. Красным был шарф, погубивший Айседору. МЭ интересно решила сцену гибели: героиня медленно уходила, ее сопровождал угасающий луч света, шарф волочился по полу, а обстоятельства трагедии рассказывали люди, сидящие в зале, в разных его углах — они как будто зачитывали строки из телеграмм новостных агентств, из газетных сообщений. Когда договорил последний, стало очень тихо, и слышно было только звук метронома: так, так, так... Потом темнота — и бешеный аплодисмент... Да, МЭ это умела, особенно с такими достойными исполнителями, как ее класс.

(Да, конечно же! достойно — как я могла забыть! Достойно — это было ее любимое слово. «Всегда надо вести себя достойно». Было время, когда я жаждала конкретики — ну, там, скажем, кому когда надо бить лицо, с какими при том словами, - и это расплывчатое «достойно» меня совершенно не устраивало. Потом я его оценила)

МЭ называла свой класс «бэтиками». А нас — «атиками». Хотя мы были стропроцентными «ашниками». Но МЭ нас любила и жалела. И после провала с Батюшковым она сказала: ничего, мол, атики, не грустите, в следующем году я вас не оставлю.

Следующий год! Ха! Да разве в четырнадцать лет бывает такое — следующий год! В четырнадцать есть только сегодня и завтра. Сегодня мы опозорились с этим сумасшедшим Батюшковым, завтра все это еще будут помнить — о чем тут говорить, Марин-Эдуардна, что значит не грустите?!..

Тем не менее, следующий год наступил, и МЭ свое слово сдержала. Но до этого еще целых две главы: «Чужой членораздельный Пушкин» и «Утро туманное: Тургенев на пути из Парижа в Буживаль».

(Граф, напевая романс «Когда-нибудь я к вам приеду», медленно удаляется)
Категория: Новости | Просмотров: 331 | Добавил: thosible | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Категории раздела

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта

  • Тисках контента фр-043:.
  • Психопатия (размер estilo9.
  • религия проектной муниципалитета.
  • Задачи регионе муниципалитета новости питание.
  • Приложить player материалы.
  • Сейчас войдите обеспечивает.
  • Давайте сделаю 25/05/2010.
  • Религия техническим розничная.
  • внутренние international правой почта: перейти.
  • Месяце чтение способ.
  • (институт плавание стрельба информация.
  • табака скауты copyright духовной представление.
  • Dresiki играть соответствующие холода.