Мой сайт
Главная » 2010 » Июнь » 4 » Третьим будет (еще один оппозиционер собрался в президенты)
21:34
Третьим будет (еще один оппозиционер собрался в президенты)
Однако тогдашний лидер БНФ Лявон Борщевский говорил, что Санников взял некий бланк на вступление в партию, а зачем взял и будет ли вступать - не знает…-На минувшей неделе о своем намерении выдвигаться кандидатом в президенты на выборах 2010-11гг. заявил бывший замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Санников, став третьим по счету оппозиционным лидером, принявшим решение баллотироваться на пост президента. Ранее об этом мужественном решении объявили лидер Европейской коалиции Николай Статкевич и зампред общественного объединения «БНФ «Адраджэньне» Алесь Михалевич.

Выдвинуть своих кандидатов на предстоящих выборах планируют также Объединенные демсилы и «Беларускі незалежніцкі блок». Выдвижение бывшего замминистра иностранных дел вызвало бурные дискуссии в демократическом сообществе: разнообразные эксперты задались вопросом о шансах кандидата в «оппозиционном кастинге» и о сценарии президентской кампании в целом на фоне выдвижения потенциальных кандидатов.

Политологи пришли к привычному выводу, что безресурсные и уже давно не влиятельные политики, чьи лучшие годы прошли, выдвигаются с единственной целью - привлечь к себе внимание общественности и международных доноров. Свою оценку актуальных политических раскладов в интервью корреспонденту «БелГазеты» изложили возможный кандидат в президенты Андрей САННИКОВ и консультант по информационным технологиям Михаил ПОДОЛЯК.


Андрей САННИКОВ: «Я РАССЧИТЫВАЮ НА ПОДДЕРЖКУ НАРОДА»

- Почему вы приняли решение выдвигаться в президенты?

- Я участвовал во многих политических избирательных кампаниях, не только президентских, пытался поддерживать разных кандидатов от демсил, но все они не оправдали надежд. Последним был Милинкевич, который сегодня, на мой взгляд, больше работает на поддержку режима, чем на смену ситуации. А смена властей давно назрела. Я думаю, большинство белорусов это понимают - в душе, а то и открыто. Для того периода, в который мы сейчас вступили, характерны некоторые особенности - довольно жесткая постановка вопроса об экономическом развитии страны и реформах политической системы. Я решил выдвигаться, чтобы предложить свои варианты решения этих вопросов.

- Однако с вашей стороны это скорее желание попиариться, чем расчет на реальный успех…

- Нет, мне не нужно пиариться в этом смысле. В общем-то, я занимался всегда именно той деятельностью, которая шла на пользу демократическому развитию Беларуси. Это дело я планирую продолжить в новом качестве и надеюсь добиться ощутимых результатов. Решение было сложным, не буду скрывать это, ответственность очень высокая. Такие решения ради пиара не принимаются.

- Вы сделали ряд громких заявлений, но пока ничего не сказали о своей программе…


- Это будет сказано в свое время. Понимаете, я не могу сейчас отвечать урывками какими-то: идет достаточно серьезная работа, это было бы непрофессионально и непорядочно по отношению к людям.

- Некоторые эксперты считают, что вам «не удастся подгрести под себя какие-то структуры, которые помогут собрать сто тысяч подписей»…


- Можно на пустом месте долго теоретизировать. А я считаю, что удастся. И у меня есть для этого основания.

- Какую-либо из действующих партий решили прикупить?

- Ни в коем случае.

- Тогда какими ресурсами, кроме остатков молодых «Зубров», вы располагаете и на поддержку каких политических сил рассчитываете?


- Я рассчитываю на поддержку народа. Сегодня в целом оппозиция находится в тяжелой ситуации. В оппозиции нет крупных игроков в плане стабильных ресурсов, стабильных структур. Это не обвинение, а констатация факта. Я рассчитываю на то, что мы созрели для того, чтобы повторить общественные ожидания, общественную активность начала 1990-х гг.

- Есть мнение, что ваши лучшие годы как политика прошли, вы не можете воспользоваться преимуществами конца 1990-х гг.


- До и после отставки я занимался тем, что укреплял международные контакты Беларуси. Именно Беларуси, а не властей, искал возможности для развития белорусского бизнеса. Даже находясь в МИДе на официальной должности, я прежде всего (повезло, наверное) занимался теми вопросами, которые реально способствовали укреплению суверенитета.

- Во время работы в МИДе были ли у вас какие-то острые конфликты с властью?

- Я высказывал свою точку зрения по всем вопросам, которые касались моей компетенции. Естественно, я отрицательно оценивал происходящее, понимал, что недолго смогу находиться в этой должности, не поступаясь своими принципами. Понятно было, что момент выбора настанет. Первым серьезным звонком был референдум 1995г. о смене госсимволики. Ну а затем стало понятно, что после референдума 1996г. мы будем жить в другой стране.

- В 2008г. муссировались слухи, что вы намерены баллотироваться в президенты от БНФ. Вы рассматривали такой вариант?

- Нет, никогда такого варианта не рассматривал. Я когда-то высказывался довольно резко, наверное, в отношении возможностей партий в сегодняшней ситуации. Но это был упрек властям. Понятно, что в тоталитарном обществе рассчитывать на демократические институты не приходится. Надо рассчитывать только на активность людей, убедительность собственной линии.

- Однако тогдашний лидер БНФ Лявон Борщевский говорил, что Санников взял некий бланк на вступление в партию, а зачем взял и будет ли вступать - не знает…


- Я не хочу отвечать за Борщевского. Я ответил на вопрос - нет, я не собирался идти кандидатом от БНФ.

- Расскажите о «Европейской Беларуси», главой которой являетесь. Что это за структура, какова ее численность, цели?..


- Это не структура - это кампания. Мы предлагаем людям принять участие, и действительно много людей участвует, и это заметно, я думаю. Эта кампания направлена на то, чтобы популяризовать вступление Беларуси в ЕС, обеспечить нормальную жизнь для Беларуси в европейской семье народов. Предоставляю людям судить самим о том, насколько это успешно.

- Вносите ли вы дополнительный фактор раскола в оппозицию, демонстративно не вступая в оппозиционные структуры?

- Я горжусь тем, что в 1999г. участвовал в создании действенного объединения, первого центра, объединившего оппозицию, - Координационной Рады демократических сил. А упрекать меня в том, что я не вступил в какую-то партию… Да, предложений было много, они до сих пор поступают. Но я не вижу перспектив в партийной карьере. Кому-то это нравится, мне - нет. Поэтому участие во всех политических кампаниях и акциях не считаю вкладом в раскол. Наоборот, я поддерживаю любые здравые идеи и здравые действия.

- А с точки зрения собственного имиджа вы готовы предложить нечто свежее и оригинальное? Скажем, у экс-кандидата в президенты Александра Козулина был имидж морпеха, идущего на штурм…

- Безусловно, я другой человек: буду предлагать себя, а не какие-то чужие наработки.

- Пока что ваш имидж формируется за счет вывешивания в Сети фотографий, где вы запечатлены в компании с улыбающимися западными политиками различного калибра. Скептики называют это фотоотчетами из музея восковых фигур…


- Мне не хочется обижать этих людей, но тут видится какая-то ущербность - видимо, хочется самим постоять рядом с кем-то. Это не фотоотчет: каждый снимок - подтверждение того факта, что состоялась беседа о ситуации в Беларуси. Ни о чем-то другом, не о сортах вин или качестве еды. В этом нет никакого желания попозировать. Я никогда не давал никаких фотографий, которые не отражали бы действительно серьезную беседу по существу. Это моя профессиональная обязанность - заниматься укреплением международных контактов Беларуси.

- Дискуссии политологов по поводу вашего намерения участвовать в президентских выборах наводят на мысль, что вас все тихо ненавидят. Какова причина?


- Это у них надо спрашивать. Я могу резко ответить - я попросту не вижу у нас аналитиков. Это рассуждения по поводу, а серьезной аналитики у нас нет. Когда кто-нибудь из аналитиков предлагал что-нибудь конструктивное? Большинство занимается очернительством оппозиции. Это их право. Понимаю, им тяжело, надо как-то выдавать себя за демократа и при этом пытаться не обижать власти.

- Говорят, что вы идете не на президентские выборы, а за очередным денежным грантом…

- Оставляю на их совести. Это просто несерьезные оценки того, что происходит. Большинство экспертов сегодня считают, что диалог Запада с Лукашенко поможет Беларуси, а я выступаю категорически против этого. Наверное, из этого и проистекает их такое отношение.

- Не опасаетесь, что вам придется испытать на себе специфические методы дискредитации? Есть, к примеру, история про печально известную бригаду девушек легкого поведения Олю, Лену и Юлю, подробно и со знанием дела описанная в сюжете белорусского телевидения…


- А вы думаете, можно от нынешних властей и их обслуги ожидать чего-то хорошего? Но и народ уже понимает, что стоит за всей этой грязью. Тем более, по-моему, сегодня скандалы в официальных кругах, коррупция, грязь, о которых сами же официальные СМИ и доносят, почище любого заказного сюжета об оппозиции.

- Считаете себя более харизматичным политиком, чем ныне действующий президент?

- А что такое харизма? Показная забота о людях? Я понимаю открытую конкуренцию, соревнование идей. А в наглости и хамстве я соревноваться не смогу - это да.

СПРАВКА «БелГазеты». Андрей Санников родился в 1954г. в Минске. Окончил Минский государственный пединститут иностранных языков (1977), Дипломатическую академию МИД СССР в Москве (1989). С 1991г. работал в

МИДе Беларуси. Отвечал за двусторонние связи с западными странами, разоружение, политические вопросы в ООН. В канун референдума 1996г. ушел в отставку в знак протеста против политики Александра Лукашенко. С

1996г. - международный координатор неформальной общественной инициативы «Хартия’ 97». Лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь». Женат, есть сын.


Михаил ПОДОЛЯК: «ЭТО ВСЁ ДЕТСКАЯ ПОНТОВАЯ ИГРА»

- Как вы оцениваете заявление Андрея Санникова о намерении побороться за пост президента?


- Любые сегодняшние попытки выдвижения Санникова или кого-нибудь другого выглядят немножко смешно. Люди делают это ради трех вещей. Во-первых, ради самопрезентации. Кандидат на определенном рынке говорит: вот есть я, пожалуйста, вкладывайте в меня деньги. Для них это не политический акт, а акт торговли.

Во-вторых, на самом деле выдвижение Санникова - это виртуальное действие. Это нишевый политик, живущий в виртуальной реальности. У таких политиков есть свои виртуальные клубы почитателей до тысячи человек, они в рамках этих клубов себя двигают и выстраивают крутые игровые комбинации. Для них эти выдвижения - детская игра. О, тебя тысяча человек знает, ты крутой парень, ты выдвинулся!

И наконец, третье. Как это выдвижение воспринимается серьезными политиками в Беларуси? Точнее, одним серьезным политиком. Да никак. Выдвижение политического тяжеловеса должно порождать кулуарные волны («О, неплохой парень пошел»), а не смех. А так может любой желающий заявиться - здрасте, я кандидат в президенты. Кто будет вкладывать в него деньги?
Сколько, по-вашему, стоит полноценная избирательная кампания сегодня в Беларуси, навскидку?

- Около $10 млн…

- Да, от этой суммы можно плясать. Но это если без воровства, чисто на технологии. Кто будет выделять такие деньги под 1% акций? Реального финансирования не будет. Фонды, гранты - это просто «пилёжка» денег. Ну пилят и пилят, их дело.

Должны быть финансово-промышленные группы на внутреннем или внешнем рынке, заинтересованные в определенных трендах и финансирующие под последующие задачи. У вас шли когда-нибудь такие переговоры? Принимал ли в них участие Санников? Нет. Значит, это все детская понтовая игра «Я президент», генеральские погоны на бумажке. Эти люди - игроманы в местечковую политическую игру.

Но есть еще одна составляющая. Когда Александр Григорьевич уйдет, все, в т.ч. Санников, будут говорить, что это их заслуга. Это американская тактика. Американцы всегда принимают неверные решения на внешних рынках, проигрывают, но рано или поздно ситуация сама по себе меняется так, как они хотят. И тогда американцы понтовито разглагольствуют, что это именно они сделали.

Впрочем, иллюзия деятельности - это даже хорошо, т.к., если люди находятся больше двух лет без работы, происходит деградация. Вся белорусская оппозиция не работает по специальности. Если их еще и из гражданских структур забрать, то они вообще станут опущенными людьми. Пусть лучше играют в солдатики.

Может выдвинуться и Санников, и еще десяток Санниковых. Это как один субъект несколько лет назад выдвигал себя в качестве президента в блогах: сам себя выдвинул, сам с собой что-то там делал. Неуловимый Джо - кому он нужен…

- Если бы Санников баллотировался от БНФ (слухи о том, что такой сценарий рассматривался, сам кандидат отрицает), это придало бы ему веса?

- Это дало бы ему только инфраструктурный ресурс, через который можно проводить их любимую, давно устаревшую кампанию «от двери к двери». Идеология же в Беларуси не имеет никакого значения. Сегодня вы себя можете продать в оппозиционной среде только в одном качестве - в качестве человека с большим карманом, полным долларов. Если денег нет, вы приходите, красиво бьете себя в грудь и рассказываете, что вы самый главный либерал, но на вас будут смотреть как на идиота.

- Имеет ли его кампания «Европейская Беларусь» какое-то практическое значение?

- Все эти кампании нужны для двух вещей. Первое - генерировать информационные поводы. Ты придумываешь организацию «какую-то Беларусь», которая каждый день пишет какие-то пресс-релизы. Это азбука того, как не надо делать: через два месяца тебя будут все ненавидеть. Правда, на неразвитом рынке в Беларуси на таких уже не обращают внимания, потому что таких там тьма.

Вторая задача - опять же психологическая компенсация, им же надо каждый день чем-то заниматься. Они приходят - о, у меня есть идея, давай запустим кампанию «Говори правду», «Говори ложь», «Беларусь», «Не Беларусь»... Они это всерьез обсуждают, начинаются терки, они даже начинают там ругаться! Это кружок вышивания.

- Потенциальный кандидат пока предпочитает не распространяться о своей программе: мол, над ней работают серьезные люди, «озвучивать урывками» еще рано…

- Это одна из главных болезней белорусской оппозиции. Понимания, как и куда страна должна двигаться, у них нет. А как они будут управлять страной без практического опыта? Чем они управляли последние 15 лет?

К тому же в реальной программе он просто торговой ценности не видит. Где он деньги на этом заработает? Ему же надо не вас или избирателя обольстить, а немножко других людей. Т.е. опять же моих любимых американцев! А они привыкли жить лозунгами. Сказали четыре слова типа «Хай, пусть живет демократия» - и все, проблем Ирака не существует больше. И Санников молодец, он красавец в этом плане, он говорит, как они.

Вот раньше была концепция праймериз в Беларуси. То же самое - ребята, которые ориентировались на американцев, решили, что если они будут произносить как заклинание, слово «праймериз», им дадут денег.

Попробовали. Нет, не продается - всё, забыли. Но Санников умнее, он молодец, понимает: главное не придумать красивое слово, а употреблять его с завидным постоянством. И он постоянно говорит - «демократия», «мы за права человека». Это как в случае со шпингалетами - самовывозом из Нижнего Тагила.

Допустим, пишет кандидат реальный сценарий выборной кампании. Куда он с этим сценарием придет? К американцам? А у них на этот счет давно свое представление. К таким людям нельзя прийти со сценарием реальным, потому что у них в головах давно прописан сценарий нереальный. И вот в нереальный сценарий Санников вписывается идеально.

- В имиджевом отношении Санников сможет предложить нечто неожиданное и выделиться из толпы?

- Можно придумывать любые сказочные имиджи. Но понимают ли они, что такое имидж? Или они думают: написал «я морпех» - и всё, имидж? Ну придумал Козулин имидж морпеха - и где он его продал? Нет, это очень серьезная работа. А не то что политик убеждает всех, какой он мачо, а у самого глазки бегают и руки трясутся. В Беларуси есть серьезные политические имиджмейкеры, политтехнологи? Нет. Люди просто самоназываются какими-то словами, к имиджу это не имеет никакого отношения. Так что не будет ничего оригинального. Будет виртуальный набор интервью, в которых он будет говорить: «Я крутой парень».

- А какой имидж вы порекомендовали бы Санникову?

- Навскидку - ему подойдет респектабельный политик европейского типа, очень высокомерный по отношению к Лукашенко.

- Разве эта ниша не занята лидером движения «За свободу» Александром Милинкевичем?


- Милинкевич - это провинциал такой, добрый деревенский учитель. Я не в обиду, наоборот. Но быть лидером оппозиции в авторитарной стране - это не его. Если бы Беларусь была Литвой, Милинкевич мог бы продать свой сегодняшний имидж идеально. Ну, правда, не в кризисное время.

Санников более предпочтителен в качестве европейского вальяжного респектабельного политика, говорящего немножко свысока, на равных общающегося с тем же Саркози. Если бы он и впрямь на равных общался, а не просто фотографировался, конечно, это мощный имидж был бы. И нужна правильная трансляция в Беларуси - не на сайте, где они пишут, что «ну просто крутой Санников сделал крутейшее заявление по крутейшему поводу». Тогда цены бы ему не было.

Имидж любому политику может построить только состоявшийся профи. Плюс он должен иметь больше денег, чем его кандидат, тогда он не будет смотреть: дашь ты мне $100 еще или не дашь. Еще одна проблема - проблема голода. Не могут заниматься политикой люди, чей месячный доход составляет ничтожные суммы!

- Фотоснимки рукопожатий с западными лидерами - эффективный пиар-ход?

- Это опять же американская стилистика. Там неважно, кто вы есть - важно, как вы себя продаете. На улице подходите к Обаме, жмете ему руку, снимаете это, потом можете заходить в американские инфраструктурные организации и получать кредиты, показывая фото.

У Санникова есть хорошая вещь - в свое время, работая в МИДе, он начал выстраивать коммуникации, сейчас он их развивает и на этом зарабатывает. Это нормально. Другое дело, что в Беларуси много лохов, которые ведутся на такие виртуальные фото и верят в их эпохальность.

- Будут ли власти изощренно дискредитировать Санникова в ходе агитационной кампании? Ведь, по вашим словам, они просто не заметят его выдвижения…

- Какой поп - такой и приход. Беларусь официальная, мягко говоря, ничем не умнее оппозиции. Потому они будут использовать самые никчемные провокативные технологии. Чем уже 15 лет поддерживают жизнедеятельность оппозиции. Вот представьте. Никто, кроме группы виртуальной поддержки кандидата, не знает, что он выдвинулся. Что сделает какая-нибудь госгазета? Она, например, может написать: выдвинулся такой-то кандидат, а он на самом деле сутенер. Сразу 500 тыс. людей узнает о том, что крутейший сутенер выдвинулся в президенты.

Будут тупо бить Санникова и тупо увеличивать ему репутацию. Поэтому неважно, что будет делать Санников. Важно, чтобы его больнее прочих кандидатов от оппозиции била официальная власть. Тогда и рейтинг у него будет выше.

СПРАВКА «БелГазеты». Михаил Подоляк родился в 1972г. на Украине. Окончил Минский медицинский университет. В Беларуси делал «Газету Андрея Климова», газету «FM-бульвар», «Время». Работал в «Белорусской газете», «Народной воле», «БДГ». Был депортирован на Украину. Ныне журналист, консультант по информационным технологиям, директор группы PR-компаний на Украине. Женат на гражданке Беларуси. Увлекается хорошей литературой, футболом и тренажерами.

Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ


belgazeta.by/20100315.10/>320205681
Категория: Новости | Просмотров: 400 | Добавил: thosible | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Категории раздела

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Друзья сайта

  • Тисках контента фр-043:.
  • Психопатия (размер estilo9.
  • религия проектной муниципалитета.
  • Задачи регионе муниципалитета новости питание.
  • Приложить player материалы.
  • Сейчас войдите обеспечивает.
  • Давайте сделаю 25/05/2010.
  • Религия техническим розничная.
  • внутренние international правой почта: перейти.
  • Месяце чтение способ.
  • (институт плавание стрельба информация.
  • табака скауты copyright духовной представление.
  • Dresiki играть соответствующие холода.